РИПЛ :: А.А. Чурсин Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ
::РИПЛ::
 
Новости Компания Оборудование Статьи Ссылки Контакты

Версия для печати

Главная / Медицинские Статьи для специалистов / / А.А. Чурсин Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ

Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ

Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ – необходимая часть обучения школьников правилам оказания первой медицинской помощи.

А.А. Чурсин,
Директор Учебного центра АНО «Центр догоспитальной медицинской помощи», г. Воронеж

   Научно-технические достижения, являясь средствами для решения социальных и материальных задач, в то же время приносят в мир новые проблемы. Одной из них является травматизм, который имеет не только большое медицинское, но и огромное социальное значение. В последние десятилетия отмечается рост травматизма и среди детей, занимая одно из первых мест среди общей детской смертности. В структуре первичной инвалидности травмы занимают третье место. Ежегодно в лечебно-профилактических учреждениях страны регистрируются сотни тысяч травм и других несчастных случаев.
   С увеличением числа автомобилей на улицах и дорогах связано возрастание числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Ежегодно во всем мире в результате ДТП погибает 500 тысяч человек, а травмируется около трех миллионов. По данным ЕЭК ООН на дорогах Европы ежегодно погибает 150 тысяч человек. В России этот показатель составляет около 30 000 погибших и около 200 000 раненых с небольшими колебаниями по годам, в том числе около 1500 погибших и 22000 раненых детей. Для примера, это столько же, сколько в Чехии, Венгрии, Польше, Франции, Германии, Италии и Великобритании вместе взятых. При этом численность населения упомянутых стран вдвое превышает население России, а количество автотранспортных средств - в шесть раз больше.
   В нашей стране прерогатива оказания помощи на месте происшествия принадлежит службе «Скорой помощи». Но пока скорая помощь в пути, нарушения в организме пострадавшего при тяжелых травмах быстро нарастают и усугубляют его состояние. Зачастую, опасность для жизни и здоровья представляет не сама травма, а ее ранее осложнение, такие как кровотечение, травматический шок, боль, потеря сознания, и другие расстройства жизненно важных функций. В этих случаях жизнь и здоровье пострадавших зависят, в основном, от окружающих лиц, так как бригада «03» может не успеть доехать до места происшествия.
Крайне важным в таких ситуациях является ориентация на само- и взаимопомощь, так как минимальные и простые действия, предпринятые сразу после травмы, зачастую бывают эффективнее сложных и дорогостоящих высококвалифицированных действий врачей предпринятых с опозданием.
   Поэтому, для эффективного оказания первой медицинской помощи любым среднестатистическим человеком важно, чтобы его подготовка начиналась уже со школьной скамьи. Только тогда можно рассчитывать на заметный эффект по спасению жизней на догоспитальном этапе, который наблюдается в других странах. Так, например, в США, где в настоящее время проживает около 250000 человек, и где очень сильно развита система обучения населения оказанию первой помощи, именно немедиками (сослуживцами, прохожими, водителями и т.д.) на догоспитальном этапе успешно проводится сердечно-легочная реанимация при внезапной остановке сердца.
   Современная система среднего образования предусматривает обучение школьников оказанию первой медицинской помощи в рамках предмета ОБЖ. Кроме того, во многих спортивных лагерях в летний период проводятся соревнования и конкурсы, включающие в себя медицинский раздел. Но, как показало наше исследование, проведенное среди учащихся старших классов нескольких школ, уровень владения их практическими приемами по оказанию помощи пострадавшим остается довольно низким. С чем же связано такое положение дел?
   На наш взгляд, одной из основных причин является устаревший подход к обучению правилам оказания первой медицинской помощи. Школьника не надо учить медицине, подробно рассказывая о процессах происходящих в организме при травме. Его необходимо научить действовать практически. Это гораздо важнее. В условиях крайнего дефицита времени некогда вспоминать учебники и плакаты. Он должен действовать быстро, грамотно, четко. Главная задача – это поддержать жизнь пострадавшего и не дать развиться в организме тяжелым нарушениям до прибытия врача. Как правило, это всего 15-30 минут, но они могут быть решающими для раненого.
   В последнее время во всем мире отмечаются фундаментальные изменения в медицинском образовании, в том числе и школьников. Быстрое распространение получают «симулирующие» тренажеры в обучении. Симуляция уже в течение нескольких лет используется в авиационной промышленности и военными, и только в последние годы стала широко использоваться для обучения немедиков.
   Обучить школьников грамотно оказывать помощь лишь по учебникам и устаревшим плакатам по гражданской обороне невозможно. Для этого нужен комплексный подход к обучению, включающий в себя решение учащимися на уроках ОБЖ задач в режиме реального времени в виде ролевых игр. Каждый школьник должен выступить в роли лидера и взять на себя ответственность не только за правильность своих действий, но и за организацию группы людей для оказания экстренной помощи пострадавшему. Во время решения таких задач учащиеся, кроме навыков по оказанию первой медицинской помощи, должны научиться учитывать множество различных факторов, таких как угроза поражения, взрыва, интенсивное дорожное движение, негативно настроенные свидетели происшествия, сотрудники милиции, плохая связь с диспетчером «Скорой помощи» и т.д. Для создания реалистичной ситуации должны применяться тренажеры с имитаторами повреждений.
   За многолетний опыт обучения жизнеподдержанию на различных типах тренажеров, мы убедились, что использование качественных учебных манекенов является необходимым условием приобретения навыков по оказанию первой медицинской помощи, т.к. позволяют повысить наглядность обучения, значительно повышают усвояемость материала. Кроме того, моделирование ситуаций с имитацией ранений, травм и искусственной кровью делает ориентацию на необходимость использования учащимися  средств защиты, например перчаток.
   Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что проблема роста травматизма является одной из основных проблем, с которыми человечество вступило в 21 век. Участники 3-ей ежегодной конференции по вопросам транспорта, безопасности движения и здоровья, проходившей в Вашингтоне в 1997 г., охарактеризовали современное состояние проблемы как «мировую эпидемию с тяжелыми медико-социальными последствиями». На наш взгляд, одним из шагов позволяющих изменить ситуацию к лучшему и уменьшить ущерб, наносимый этой эпидемией, является качественное обучение населения правилам оказания первой медицинской помощи, начиная со школьной скамьи.

English

: Поиск :

по сайту
по магазину

: Контакты :

Адрес:
125130 Россия, Москва,
Старопетровский проезд, д.7а
 
Телефон:
  (495) 258 25 24
 
Факс:
  (495) 648 03 63
 
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
Разработано ООО «ЦЭТИС»

© 2004-2016 Компания «РИПЛ». Все права защищены. Тел.: (495) 258 25 24
Медицинские тренажеры. Средства спасения.