РИПЛ:: Медицинское оборудование :: СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ ПОСТРАДАВШЕГО А.А. Чурсин, С А Рожков,
::РИПЛ::
 Технология фокальный нанонож при лечении рака предстательной железы
06 августа 2018 года
Подробное описание техники применения необратимой электропорации NanoKnife IRE для лечения рака простаты в клинике урологи Сеченовского Университета

 Праздник Первой Помощи в Сокольниках
21 июля 2018 года
В субботу, 21 июля, Компания АРИБРИС провела традиционный ежегодный Праздник Первой Помощи в парке «Сокольники»

 Параментский час.
15 июля 2018 года
Депутат Александр Гутенев предложил разместить дефибрилляторы в общественных местах. По его словам, они ежегодно могут спасать до 30 тысяч жизней.

 Применение Наноножа в лечении рака простаты
25 апреля 2018 года
Врачи сеченовского университета провели первые операции по фокальному лечению рака простаты с применением новой технологии NanoKnife. Операции проведены в рамках международного клинического исследования, аппаратура предоставлена нашей компанией.

 30-й Всемирный юбилейный Конгресс IASGO
09 сентября 2018 года
Международная ассоциация хирургов, гастроэнтерологов и онкологов IASGO проведет 30-й Всемирный Конгресс в гостинице "Украина" в Москве 9-12 сентября 2018 года. Компания РИПЛ планирует представить на выставке продукцию фирм AngioDynamics, ARGON и Tekno-Medical

 Праздник в Сокольниках!
15 июля 2017 года
Компания АРИБРИС провела 15 июля в парке «Сокольники» прекрасный, ставший уже традиционным, Праздник Первой Помощи

 
Новости Компания Оборудование Статьи Ссылки Контакты

Версия для печати

Главная / Медицинские Статьи для специалистов / / СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ ПОСТРАДАВШЕГО А.А. Чурсин, С А Рожков,

Обучение приему Геймлиха в школе

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ     4/04     стр.283

СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ ПОСТРАДАВШЕГО, ДОСТАТОЧНО ЛИ ШКОЛЬНИКУ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ? 
 
А.А. Чурсин,
ассистент кафедры скорой и неотложной помощи Воронежской государственной медицинской академии, директор учебного Центра догоспитальной медицинской помощи
С А Рожков,
ассистент кафедры скорой и неотложной помощи Воронежской государственной медицинской академии, научный сотрудник Центра догоспитальной медицинской помощи

   В наше время новейших технологий, ежедневного поступления огромного потока информации мы, как это ни парадоксально, оказываемся совершенно не готовыми к оказанию экстренной помощи ни себе, ни своим близким. Люди погибают и становятся инвалидами в результате нашей неграмотности в вопросах оказания первой помощи. Особенно страшно, когда это происходит с детьми.
   Представим такую ситуацию. Школьная столовая: учащиеся, несмотря на многократные предостережения взрослых и золотое правило из детства: «Когда я ем — я глух и нем», смеются, рассказывают весёлые истории — совмещают полезный для организма приём пищи с не менее полезным для души общением. Вдруг во время самой интересной части рассказа один из этих учеников закашлялся, лицо краснеет, слёзы из глаз — поперхнулся. И ребята начинают хохотать уже не над рассказом, а над подавившимся. Уж очень тот забавно выглядит. Да и он, тоже смеясь, сквозь слёзы и кашель, просит кого-нибудь постучать по спине. Похлопали — кто по спине, а кто, вспомнив популярную комедию про «национальную охоту», — просто в ладоши. Пострадавший прокашлялся, происшедшее благополучно забыто, и снова смех, общение. Согласитесь, знакомый эпизод из жизни. А ведь мы сейчас наблюдали картину, когда краски на ней в мгновенье ока могли стать чёрными — для ребёнка, родителей, учителей.
   Давайте на миг представим другой исход. После «медвежьей услуги» — похлопываний по спине — подавившийся понимает: с ним что-то не так. Кашель исчез, но вместо этого — жуткое ощущение нехватки воздуха и невозможности сделать вдох. Лицо за несколько секунд меняется. Из красного становится белым, руки обхватывают горло, а в слезящихся глазах — ужас. Вот в такой ситуации уже и другим не до веселья. Начинается суета, подбегают учителя, работники столовой. Один из них подаёт стакан с холодной водой, второй пытается повторить попытку постучать по спине, третий, вспомнив учебник «Основы медицинских знаний» советует «... с силой ударить спиной о свою грудь, а сложенными в замок кистями — в надчревную область...». Всё безуспешно. Затем вызывают бригаду «скорой», а та, приехав в лучшем случае через 15 минут и проведя комплекс реанимационных мер, констатирует смерть. Мрачная картина, ничего не скажешь. Но одно дело её представить и совсем другое — нам, врачам «скорой», как это бывало не раз в жизни, проводить реанимационные мероприятия, сжав от бессилия зубы и в душе проклиная безграмотность окружающих, прекрасно понимая при этом, что чудес не бывает и время безвозвратно упущено. Человека уже не вернуть...
  Обструкция (закупорка) дыхательных путей, к сожалению, не такая уж и редкая причина смерти у детей. При попадании инородного тела в органы дыхания нужно действовать немедленно — на всё отводится не больше трёх минут. Существует очень простой приём (его называют методом Хаймлиха), благодаря которому застрявший пищевой комок выталкивается из дыхательных путей. Выполнять его должен уметь каждый человек. Но наша цель — не описание этого метода  и приёмов первой помощи (на эту тему написано очень много, в том числе и учебных пособий), а привлечение внимания руководства школ к обязательному практическому обучению этому приёму учителей и, главное, школьников в рамках занятий ОБЖ. По нашим данным, в настоящий момент подготовку школьников по практическому освоению этого приёма проводят лишь в нескольких школах страны. Что нам позволило сделать такой вывод?
   Мы провели теоретическое и практическое тестирование более 1500 человек из разных регионов страны, в числе которых были учителя ОБЖ и учащиеся 9-11-х классов. Суть теста заключалась в следующем: давалась ситуационная задача в режиме реального времени, по условию которой человек, находящийся рядом, давился непрожёванной пищей и начинал задыхаться. Предлагалось оказать ему экстренную помощь, и начинался отсчёт времени. На решение давалось три минуты. Проверка правильности действий проводилась на специальном тренажёре. Полученные результаты просто ошеломили! Около 90% стучали по спине, что ни в коем случае делать нельзя из-за опасности дальнейшего продвижения инородного тела в нижележащие отделы дыхательных путей. Ещё около 9% пытались продемонстрировать приём Хаймлиха, но, так как точку применения силы знали весьма приблизительного с поставленной задачей они не справлялись. И лишь 1% тестируемых что в абсолютном значении составляет не более двух десятков человек, смогли успешно применить вышеназванный метод и, таким образом, спасти пострадавшего.
   Попытаемся разобраться, в чём же причина такого удручающего положения дел?
   На наш взгляд, первая причина — это халатное самоуспокоение. Многие считают, что с ними такого никогда не произойдёт. А если и случится — «скорая» всегда спасёт. К сожалению, каждый человек в любой момент может столкнуться с ситуацией, когда экстремальность событий не даст возможности дожидаться медиков, и только от быстроты и чёткости его действий будет зависеть жизнь пострадавшего. Это должен понимать каждый школьник. Задача педагогов — объяснить им это и научить действовать.
   Причина вторая — устаревший подход к обучению правилам и навыкам экстренной реанимационной и первой помощи. Можно получить теоретические знания по удалению инородных тел, используя учебную литературу. Но нельзя, к примеру, научить человека водить машину способом рассказа, как это делается. Это приведёт к аварии на дороге. Отсутствие практического умения оказать экстренную помощь оборачивается не меньшей трагедией.
   В нашем учебном Центре догоспитальной медицинской помощи и на кафедре скорой помощи в каждую программу — будь то сорок два часа для телохранителей, семьдесят два для инженеров по охране труда или 288-часовая для врачей — обязательно входят практические занятия по удалению инородных тел из верхних дыхательных путей у взрослых и детей. Обучение проводится в соответствии с международными стандартами сердечно-лёгочной реанимации на специальных манекенах. Показ на живом человеке не только малоэффективен в качестве наглядного примера, но и небезопасен, так как при демонстрации приёма велика вероятность повреждения внутренних органов. За рубежом уже в течение многих лет налажено производство специальных манекенов, имитирующих попадание инородных тел в верхние дыхательные пути для отработки метода Хаймлиха .
   В развитых странах школьник, благодаря использованию современных технологий в процессе обучения оказанию первой помощи, покидая стены учебного заведения, готов не только к решению уравнений, но и спасению пострадавших. В России, несмотря на то что в школьную программу введён предмет ОБЖ, в рамках этих занятий учащиеся изучают основы медицинских знаний, практической подготовке уделяется недостаточно времени и внимания.
   На наш взгляд, выпускник российского учебного заведения должен быть подготовлен не только к сдаче экзаменов в престижный вуз, но и к тому экзамену, который может устроить ему реальная жизнь.


Switch to English

: Поиск :

по сайту
по магазину

: ООО Рипл :

  125130 Россия, Москва,
  Старопетровский
  проезд, д.7а, стр.3,
  3-й подъезд, 3-й этаж

Телефон:
  (495) 258 25 24
 
Факс:
  (495) 648 03 63
 

Вакансии:


Разработано ООО «ЦЭТИС»

© 2004 - 2016 Компания "РИПЛ". Все права защищены. Тел.: +7(495)258 2524