РИПЛ :: Современные технологии в медицинской подготовке учащихся
::РИПЛ::
 Мать и Дитя - 2018
26 сентября 2018 года
В выставочном центре Крокус (МО, Красногорск) 26-28 сентября прошел Всероссийский научно-образовательный форум "Мать и Дитя - 2018" и VI Cъезд акушеров-гинекологов России. Компания РИПЛ приняла участие в выставке с продукцией фирм FANEM и LAERDAL

 Краснодарский бизнесмен вложил 1,5 млрд рублей в клинику с нано-ножом
19 сентября 2018 года
Основатель и совладелец краснодарского многопрофильного холдинга «ПКФ «Самсон» Владимир Апухтин инвестировал в клинику WMT, оснащенную системой NanoKnife для лечения онкологических заболеваний

 Cимуляционный центр для неонатологов в Армении
20 августа 2018 года
20-24 августа прошло обучение работе на симуляторах Laеrdal для инструкторов центра в Ереване

 Технология фокальный нанонож при лечении рака предстательной железы
06 августа 2018 года
Подробное описание техники применения необратимой электропорации NanoKnife IRE для лечения рака простаты в клинике урологи Сеченовского Университета

 XVII съезд Федерации анестезиологов и реаниматологов, Санкт-Петербург
28 сентября 2018 года
С 28 по 30 сентября 2018 г в Санкт-Петербурге состоялся XVII съезд Общероссийской Общественной Организации «Федерация анестезиологов и реаниматологов». Компания РИПЛ приняла участие в выставке с продукцией фирм Air-Liquide (аппараты ИВЛ), Aitecs (шприцевые помпы) и Fanem (инкубаторы для новорожденных)

 Праздник Первой Помощи в Сокольниках
21 июля 2018 года
В субботу, 21 июля, Компания АРИБРИС провела традиционный ежегодный Праздник Первой Помощи в парке «Сокольники»

 
Новости Компания Оборудование Статьи Ссылки Контакты

Версия для печати

Главная / Медицинские Статьи для специалистов / / Современные технологии в медицинской подготовке учащихся

Первая и реанимационная помощь. Использование современных технологий в медицинской подготовке учащихся

А. А. Чурсин
Центр догоспитальной медицинской помощи.

Первая и реанимационная помощь. Использование современных технологий в медицинской подготовке учащихся.

   Ежегодно в России в результате несчастных случаев при ДТП погибает около 30 тысяч человек, 180 тысяч травмируется. Ежемесячно в одной только Москве в результате несчастных случаев погибает более 100 человек. Между тем 90% населения понятия не имеет, как грамотно оказывать первую помощь пострадавшим и, соответственно, ее не оказывает. Так, анализ смертности, проведенный в реанимационном отделении одной из городских больниц, показал, что из 72 детей, умерших в результате травм, полученных в ДТП, первая помощь на месте происшествия была оказана лишь двоим(!). В большинстве случаев очевидцы происшествия ограничиваются вызовом «скорой», боясь причинить пострадавшему вред своими неквалифицированными действиями. Все это приводит к тому, что около 30% пострадавших погибает на месте происшествия из-за отсутствия оказания первой помощи.
   Нами проведен анализ медицинских знаний более чем у 1000 человек разного возраста и различных социальных групп, в том числе школьников старших классов. Результаты получились более чем удручающими. Например, как правильно оказать первую помощь подавившемуся человеку теоретически знали лишь 2%, а продемонстрировать на специальном манекене, как правильно и эффективно удалить инородное тело из дыхательных путей не смог никто! Как провести сердечно-легочную реанимацию смогли рассказать лишь 1,8% тестируемых. Правильно выполнить ее на манекене также не смог ни один человек!
   Одну из основных причин таких результатов мы видим в несовершенстве существующей в нашей стране системы обучения экстренной реанимационной и первой помощи. Проводимые в средних учебных заведениях занятия по медицинской подготовке в рамках предмета ОБЖ в большинстве случаях носят формальный описательный характер, обучение базируется на устаревших малоэффективных методиках при отсутствии даже примитивных манекенов. Но дело в том, что невозможно научить человека приемам сердечно-легочной реанимации или удалению инородных тел из верхних дыхательных путей, если нет специальных тренажеров, а, практикуясь на живом человеке можно поставить под угрозу его здоровье и даже жизнь.
   Таким образом, можно констатировать тот факт, что в большинстве случаев, школьник, покидая стены учебного заведения и прекрасно разбираясь, к примеру, в компьютерах, не готов к оказанию первой помощи даже себе самому.
   Все вышеизложенное побудило нас поделиться собственным опытом преподавания навыкам и правилам первой и экстренной реанимационной помощи.
   В течение нескольких лет на базе кафедры скорой и неотложной медицинской помощи Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко действует учебно-научный "Центр догоспитальной медицинской помощи". Сотрудниками Центра на основании нормативных документов и существующих учебных программ разработан перечень практических навыков, которыми должны овладеть немедики для грамотного оказания первой медицинской и экстренной реанимационной помощи пострадавшим. За последние 4 года в Центре прошли подготовку более 1000 сотрудников различных организаций и предприятий (спасатели, пожарные, милиция, сотрудники служб безопасности и др.).
   В качестве эксперимента нами проведено обучение учащихся трех городских школ. Обучение школьников проводилось в виде факультативных занятий по 42-х и 8-ми часовой программам. Целью обучения являлась отработка вышеуказанных практических навыков, доведение действия человека, оказывающего помощь, до автоматизма.
   Каждое занятие состояло из краткой лекции и практической части. Лекционный метод применялся для изучения теоретических основ оказания помощи пострадавшим, позволяя раскрыть суть изучаемого вопроса. По окончании лекции учащиеся приступали к практическому занятию, в ходе которого углубляли и закрепляли полученные знания и отрабатывали практические приемы оказания первой медицинской и экстренной реанимационной помощи.
   Значительное место в учебной программе занимало освоение реанимационного пособия. При этом согласно рекомендациям Европейского совета по реанимации, использовался 4-х ступенчатый метод овладения практическими навыками:
     I ступень – демонстрация преподавателем навыка на манекене без комментариев.
     II ступень – показ с комментариями, объяснениями, уточнениями.
   III ступень – учащийся говорит, как необходимо выполнить данный навык, а преподаватель его выполняет.
     IV ступень – учащийся выполняет все самостоятельно.
   Таким образом, все учащиеся, по несколько раз отрабатывая каждый навык, в полной мере овладели техникой базового жизнеподдержания и при решении ситуационных задач в режиме реального времени допускали минимум ошибок.
   Очень важным моментом в освоении навыков жизнеподдержания является наличие качественного тренажерного оборудования, поэтому во время обучения мы использовали современные тренажеры ведущих Европейских фирм, т.к. использование манекенов некоторых производителей может сформировать у обучающихся искаженное представление о приемах реанимации.
   По своему назначению все тренажеры для обучения широкой сети немедицинских работников целесообразнее разделить на две группы:
   I. Простейшие недорогие тренажеры  для массового обучения населения приемам жизнеподдержания.
   II. Тренажеры с блоком контроля для профессионального обучения преподавателей, учащихся, инструкторов, специалистов (спасатели, пожарные, сотрудники личной охраны и т.д.).
   За опыт более чем 5-летний опыт обучения жизнеподдержанию на различных типах тренажеров, мы сделали вывод, что необходимым условием приобретения качественных приемов реанимации является следующие характеристики манекенов:
  
Для тренажеров I группы:

  1. Реалистичные размеры торса взрослого человека.
  2. Материал, напоминающий кожу человека.
  3. Реалистичные анатомические ориентиры: а) щитовидный хрящ, б) реберная дуга, в) мечевидный отросток.
  4. Возможность реального освобождение дыхательных путей методом запрокидывания головы с одновременным выдвижением нижней челюсти (поднятие подбородка).
  5. Возможность освобождения дыхательных путей путем выдвижения нижней челюсти без запрокидывания головы (при предполагаемой травме шейного отдела позвоночника).
  6. Возможность проведения реалистичных вдохов.
  7. Возможность реалистичного открывания рта.
  8. Возможность реалистичного прижатия крыльев носа к носовой перегородке.
  9. Возможность контроля эффективности вдоха по подъему грудной клетки.
  10. Возможность проведения дыхания методом «рот – ко - рту».
  11. Возможность проведения дыхания «рот – к - носу».
  12. Реальное раздувание абдоминальной области при попадании воздуха в желудок.
  13. Индикация правильной глубины компрессии (4-5 см). 
  14. Возможность присоединения конечностей и использования полной модели человека для отработки наложения повязок и шин, а также транспортировки.
  15. Долгосрочность эксплуатации (в таблицах приведен срок работы тренажеров без поломок в нашем Центре при ежедневной шестичасовой нагрузке).
  16. Возможность смены лицевой части для антисептической обработки.
  17. Возможность замены дыхательных путей (профилактика болезней, передающихся воздушно-капельным путем).
  18. Наличие сумки/учебного коврика.
  19. Соотношение «Цена/качество» (* - низкое качество при высокой цене, ** - низкое качество при умеренной цене, *** удовлетворительное качество при умеренной цене, ****- хорошее качество при высокой цене, ***** - хорошее качество при умеренной цене).

В приводимых ниже таблицах приведен анализ тренажеров разных производителей.

Таблица №1.


Для тренажеров II - ой группы:

  1. Реалистичные размеры торса взрослого человека.
  2. Материал, напоминающий кожу человека.
  3. Реалистичные анатомические ориентиры: а) щитовидный хрящ, б) реберная дуга, в) мечевидный отросток.
  4. Возможность реального освобождения дыхательных путей методом запрокидывания головы с одновременным выдвижением нижней челюсти (поднятие подбородка).
  5. Освобождение дыхательных путей путем выдвижения нижней челюсти без запрокидывания головы (при предполагаемой травме шейного отдела позвоночника).
  6. Возможность проведения реалистичных вдохов.
  7. Возможность открывания рта.
  8. Возможность реалистичного прижатия крыльев носа к носовой перегородке.
  9. Возможность контроля эффективности вдоха по подъему грудной клетки.
  10. Возможность контроля выдыхаемого воздуха (Правило: «смотрю, чувствую, слышу»).
  11. Возможность проведения дыхания методом «рот – ко - рту».
  12. Возможность проведения дыхания «рот – к - носу».
  13. Индикация правильности проведения дыхательного цикла в течение 4-5 сек, с давлением в ротоглотке не превышающем 20 - 25 мм водного столба (предотвращение попадания воздуха в желудок).
  14. Индикация достаточного объема вдуваемого воздуха в легкие (0,4 – 0,8 л.) (Норма принятая для большинства стран)
  15. Реальное раздувание абдоминальной области при попадании воздуха в желудок.
  16. Индикация попадания воздуха в желудок.
  17. Возможность прощупывания реальной пульсации на сонных артериях.
  18. Появление пульса на сонных артериях синхронно с компрессией грудной клетки.
  19. Индикация и соответствие правильной точки приложения силы при компрессии грудной клетки (граница между нижней и средней трети грудины по срединной линии).
  20. Индикация правильной глубины компрессии (4 – 5 см).
  21. Возможность присоединения конечностей и использования полной модели человека для отработки наложения повязок и шин, а также транспортировки.
  22. Долгосрочность эксплуатации (опыт работы без поломок в нашем Центре).
  23. Возможность имитации появления признаков жизни инструктором в любой момент.
  24. Возможность автономного питания.
  25. Соотношение вдохов к компрессии в соответствии с международными стандартами.
  26. Возможность смены лицевой части для антисептической обработки.
  27. Возможность замены дыхательных путей (профилактика болезней передающихся воздушно-капельным путем).
  28. Наличие сумки/коврика.
  29. Соотношение «Цена – качество» (* - низкое качество при высокой цене, ** - удовлетворительное качество при высокой цене, *** удовлетворительное качество при умеренной цене, ****- хорошее качество при высокой цене, ***** - хорошее качество при умеренной цене).

Примечание: Мы не рассматривали здесь следующие возможности некоторых тренажеров:
1. Определения реакции зрачков на свет, т.к. ни один из мировых стандартов не включает данный симптом (из-за возможной ошибки при определении признаков жизни).
2. Оживление после прекардиального удара (не входит не в один мировой стандарт)
3. Возможность декомпрессии желудка (прием не рекомендуется проводить при отсутствии интубации трахеи из-за возможности регургитации и попадания содержимого желудка в легкие).


Таблица №2

Исходя из нашего позитивного опыта, нами сделаны следующие выводы:

  1. Медицинская подготовка учащихся жизненно необходима вследствие важности оказания первой медицинской и экстренной реанимационной помощи на месте происшествия.
  2. Корректное освоение приемов сердечно-легочной реанимации возможно лишь при использовании манекенов с вышеперечисленными характеристиками.
  3. Во время обучения школьников целесообразно  использовать 4-х ступенчатый метод как наиболее эффективный для усвоения материала.
  4. Сценарный подход к обучению значительно повышают коэффициент усвояемости получаемых знаний и умений и готовность школьников к совместным действиям в экстренных ситуациях, поднимая обучение на качественно новый уровень образования.

English

: Поиск :

по сайту
по магазину

: Контакты :

Адрес:
125130 Россия, Москва,
Старопетровский проезд, д.7а
 
Телефон:
  (495) 258 25 24
 
Факс:
  (495) 648 03 63
 
Курсы валют
Разработано ООО «ЦЭТИС»

© 2004-2016 Компания «РИПЛ». Все права защищены. Тел.: (495) 258 25 24
Медицинские тренажеры. Средства спасения.